Возлюбленные мои братья и сестры,
В то время как Диакон возглашает череду молитвенных прошений (Просительную ектению), священник тихим голосом с умилением произносит Молитву Приношения, посредством которой просит Бога благоволить и принять святые Дары за его собственные грехи и за неведения народа. Также просит ниспослать Благодать Святого Духа на всех нас, и на принесенные и возложенные на Святой Престол Дары, и на весь народ.
“Диалог” между священнослужителями и церковным собранием.
Мы уже объяснили, что Божественная Литургия является делом народа и для народа, и что священные каноны не позволяют совершение Божественной Литургии одним только священником без участия хотя бы небольшого количества верующих. Насколько важным является присутствие и участие церковного собрания в совершении Божественной Литургии ясно показывает “диалог”, который следует за Просительной ектенией.
Приближается кульминационный момент Великого Таинства: преложения Святым Духом принесенных Хлеба и Вина в Всесвятые Тело и Кровь Христовы, Великие мгновения! Церковь предпринимает последнюю попытку подготовить верующих к участию в Таинстве посредством а) мирного расположении совести, б) в горячей молитвы, в) с чувства любви ко всем, даже к врагам и г) исповедания Веры. По мысли святых Отцов, в этом состоит комплекс подготовки, который установил Господь, говоря: “Будьте готовы“ (Мф. 24:44).
Для этой цели Епископ или первенствующий священник обращает из Царских Врат к церковному собранию определенные призывы-молитвы-Благословения:
“Мир всем”. Какого мира желает он церковному народу? Того, который описывает апостол Павел в Послании к Филиппийцам: “Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе“ (Фил. 4:7). Без мирной совести мы не можем приблизиться к Начальнику мира, Христу. Когда мы находимся в мирном расположении, мы рядом с Богом и наслаждаемся Его миром.
“И духови твоему”. Так отвечает церковное собрание священнослужителю, так как и ему требуется мир Божий. В продолжение Божественной Литургии священиик много раз преподает мир Божий. “Так как мир является матерью всех благ”, - говорит святитель Иоанн Златоуст. “Он является опорой нашей радости и открывает путь любви” (PG 62: 322). Мы принимаем внутрь себя мир и движемся к любви. Движемся к Тому, Кто является нашим истинным Миром и Любовью.
“Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы”, - призывает нас далее Диакон.
Это еще одно напоминание слов Господа: “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Матфея 5:23-24). Впечатляет, насколько твердо настаивает Господь на данном положении. К Таинству превосходнейшей жертвы, которая приносится по любви, не может приобщится тот, кто не имеет искренней и горячей любви. Но и исповедание веры предполагает любовь между нами. Вспомним христианского священника Саприкия (середина 3 века, Антиохия Сирийская), который во время гонений был приведен на мучения. Молодой христианин Никифор дал своим поведением повод для гнева Саприкия. Несмотря на все попытки Никифора принести извинение, сердце Саприкия оставалось твердым как камень. Даже в тот час, когда Саприкия должны были обезглавить, Никифор просил простить его, но безрезультатно. И в один миг Господь Бог отнял Свою благодать у недостойного священника, и тот отрекся от Христа и принес жертву идолам. И его место в мученическом подвиге занял святой Никифор. Характерны слова святого апостола Павла: “И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1 Коринфянам 13:3).
После утверждения в наших сердцах любви, Диакон призывает нас взойти на следующую ступень – правильной веры: “… да единомыслием исповемы”.
И народ отвечает: “Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную”.
Поскольку быть причастниками Божественной Евхаристии не могут те, кто не разделяет веру Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Диакон дает указание тем, кто ответственен за порядок при богослужении быть внимательными к дверям храма, чтобы не входили люди, не имеющие отношения к совершающемуся Таинству.
“Двери, двери” Премудростию вонмем”, - возглашает Диакон. Но его призыв имеет и более глубокий смысл. Смысл хранения чувств и удаления от земных помыслов. Таки образом, человек освобожденный от временных обстоятельств, которые приходят и уходят, с чистым умом и горячим сердцем достигает видения божественных вещей.
Символ Веры, который вместе произносит клир и народ, является перечислением Божиих дарований и благодарное исповедание человека. Перед Божьими дарами, которые мы приняли от Господа, от нас не требуется ничего, кроме как “исповедовать столь великие благодеяния и благодарить за них Господа” (свт. Иоанн Златоуст PG 53:80). Вековое исповедание Символа Веры (“Верую во Единого Бога, Отца, Вседержителя”) будет доказательством нашей любви в ответ на Его любовь, доказательством того, что Его любовь к нам не осталась безрезультатной. Аминь.